ВВЕДЕНИЕ
В 2001 году Совет управляющих Программы
Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)1 предложил
Директору-исполнителю ЮНЕП провести глобальную оценку ртути и ее соединений,
включающую информацию о химическом веществе и его воздействии на здоровье,
источниках, переносе на большие расстояния и об относящихся к ртути технологиях
предотвращения и регулирования. В 2003 году Совет управляющих рассмотрел эту
оценку и установил, что имеется достаточное количество доказательств
значительного неблагоприятного воздействия ртути и ее соединений в глобальном
масштабе, которое может служить основанием для дальнейших международных мер по
снижению рисков для здоровья человека и окружающей среды, обусловленных
выбросами ртути и ее соединений в окружающую среду. К правительствам был обращен
настоятельный призыв определить цели по снижению выбросов и высвобождений, а
ЮНЕП приступила к осуществлению необходимых для достижения этих целей
мероприятий по оказанию технической помощи и созданию потенциала.
Ртуть признана веществом, оказывающим
значительное неблагоприятное неврологическое и иное воздействие на здоровье
человека, при этом выражается особая обеспокоенность ее пагубным воздействием на
младенцев и неродившихся детей. Основной причиной для принятия решения о
необходимости глобальных мер, направленных на урегулирование проблемы ртутного
загрязнения, стал глобальный перенос ртути в окружающей среде. В связи с этим
для решения этих проблем была создана программа по ртути, в дальнейшем
подкрепленная правительствами в решениях Совета управляющих в 2005 и 2007 годах.
В решении 2007 года Совет управляющих пришел к выводу о том, что для достижения
прогресса в решении проблемы ртути будут рассмотрены и проанализированы варианты
более эффективных добровольных мер и новые или существующие
международно-правовые документы.
В 2009 году после тщательного рассмотрения
этого вопроса Совет управляющих постановил, что добровольные меры являются
недостаточными для решения проблемы ртути, и принял решение о необходимости
дальнейших мер в отношении ртути, включая подготовку имеющего обязательную
юридическую силу глобального документа. В связи с этим был учрежден
Межправительственный комитет для ведения переговоров по подготовке имеющего
обязательную юридическую силу глобального документа по ртути, который должен был
начать свою работу в 2010 году и завершить переговоры до проведения двадцать
седьмой сессии Совета управляющих в 2013 году. Комитет был наделен четко
очерченным мандатом с изложением конкретных вопросов, которые должны быть
охвачены в тексте документа, а также ряда других аспектов, которые необходимо
учитывать при проведении переговоров по тексту.
В январе 2013 года Межправительственный
комитет для ведения переговоров завершил свою пятую сессию, согласовав текст
Минаматской конвенции о ртути. Текст был принят Конференцией полномочных
представителей 10 октября 2013 года в Японии и открыт для подписания в течение
одного года до 9 октября 2014 года. За этот период его подписали 127 государств
и 1 региональная организация экономической интеграции, таким образом общее число
сигнатариев составило 128.
Конференция полномочных представителей также поручила Межправительственному
комитету для ведения переговоров проводить сессии в течение промежуточного
периода до открытия первого совещания Конференции Сторон Конвенции в целях
содействия скорейшему вступлению Конвенции в силу и ее эффективному
осуществлению после ее вступления в силу. Были проведены две сессии Комитета: в
ноябре 2014 года в Бангкоке, Таиланд, и в марте 2016 года в районе Мертвого моря
в Иордании.
Цель Конвенции заключается в обеспечении
охраны здоровья человека и окружающей среды от антропогенных выбросов и
высвобождений ртути и ее соединений, и в ней закреплен ряд мер, необходимых для
достижения этой цели. К их числу относятся меры по контролю за предложением
ртути и торговлей ею, включая наложение ограничений на конкретные источники
ртути, такие как первичная добыча, и меры по контролю за продуктами с
добавлением ртути и производственными процессами, в которых применяется ртуть
или ртутные соединения, а также за кустарной и мелкомасштабной золотодобычей.
Текст Конвенции включает отдельные статьи о выбросах и высвобождениях ртути с
указанием мер контроля, направленных на снижение уровней содержания ртути, при
этом обеспечивается гибкость для учета национальных планов развития. Кроме того,
в ней предусмотрены меры в отношении экологически безопасного временного
хранения ртути, а также применительно к ртутным отходам и загрязненным участкам.
В тексте содержатся положения, касающиеся финансовой и технической поддержки
развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а также определен механизм
финансирования для своевременного обеспечения достаточных финансовых ресурсов на
предсказуемой основе.
В Минаматской конвенции предусматривается,
что она вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение пятидесятого
документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении. Эта веха была
достигнута 18 мая 2017 года, позволив Конвенции вступить в силу 16 августа 2017
года и предусмотреть проведение первого совещания Конференции ее Сторон с 24 по
29 сентября 2017 года в Женеве, Швейцария.
Ожидается, что скоординированное выполнение
обязательств по Конвенции со временем приведет к общему снижению уровней
содержания ртути в окружающей среде, тем самым обеспечив достижение цели
Конвенции по охране здоровья человека и окружающей среды от антропогенных
выбросов и высвобождений ртути и ртутных соединений.
___________________________________________
1 С февраля 2013 года название «Совет управляющих
ЮНЕП» было изменено на «Ассамблея Организации Объединенных Наций по окружающей
среде».
Страница:
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
[13]
[14]
[15]
[16]
[17]
[18]
[19]
[20]
[21]
[22]
[23]
[24]
[25]
[26]
[27]
[28]
[29]
[30]
[31]
[32]
[33]
[34]
[35]
[36]
[37]
[38]
[39]
[40]
|